В Екатеринбурге прошел Всероссийский форум для педагогов «Социальный кластер»
Педагоги России и представители Российской академии образования высоко оценили инновационный кластерный подход к созданию центров «СОЦИО» как инклюзивных площадок, где создаются новые возможности для любого человека.
Всероссийский
форум для педагогов «Социальный кластер» впервые прошел в Екатеринбурге 30 июня
2022 года – в Социальном общественном центре помощи и поддержки гражданских
инициатив «СОЦИО».
Центр «СОЦИО»
в Екатеринбурге и портал «Социальный кластер» являются пилотными площадками
приоритетного проекта Свердловской области «Социальный кластер». В Свердловской
области планируется создать центры «СОЦИО» еще в 13 городах региона, а при
поддержке Агентства стратегических инициатив эту практику планируется
тиражировать в регионы РФ.
«Форум
«Социальный кластер» - выездное мероприятие Российской академии образования.
Очень здорово, что РАО выходит в регионы и именно «СОЦИО» выбрало для
сотрудничества, рассчитывая, что именно здесь будет центр притяжения аудитории
Уральского федерального округа. А возможно, что здесь будет открыта и
инновационная площадка Российской академии образования, это действительно важно
и президент РАО Ольга Васильева проговаривала это», - рассказала директор
форума «Педагоги России» Вероника Пиджакова.
Для
делегатов форума были организованы экскурсии по зданию центра, которое после
реконструкции стало полностью доступным для маломобильных граждан, и
познакомили их с проектами, реализуемыми на базе «СОЦИО» в рамках
межведомственного взаимодействия с органами власти, бюджетными учреждениями,
некоммерческими организациями, крупным бизнесом и социальными
предпринимателями.
«Очень большое впечатление производит множество направлений деятельности. Потрясающий ремонт в этом здании и создание такой дружелюбной среды, ориентированной на требования универсального дизайна, которая подходит людям с самыми разными возможностями и ограничениями. Безусловно, эта практика очень важна, её нужно распространять, показывая важность и необходимость социальной интеграции. И было бы хорошо, если бы педагоги и специалисты из разных мест получили бы возможность у вас постажироваться. Чтобы они смогли почувствовать дух места, поучаствовать в конкретной работе, организованной вашей командой», - отметил доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Игорь Костин.
«В вашем
центре видно главное – здесь видно уважение к человеку, который сюда приходит,
которого здесь ждут, где для него создано большое количество знаков внимания и
видно, что люди, которые здесь работают, создают очень много разных проектов и
активностей, чтобы здесь можно было себя реализовать. Сейчас много мест, где
присматривают за людьми с особыми потребностями, но, мне кажется, что ваш центр
- это место, где действительно создаются новые возможности, где раскрываются те
способности, которые есть у ребят. Это видно по работам, которые повсюду здесь
размещены, это видно по разным участкам в пространстве, видно, что здесь ждут
любого человека. И, конечно, это очень вдохновляет: мы из другого города, из
другого региона, и нам было бы радостно, чтобы таких мест было больше, ведь
именно за ними будущее!», - поделилась своей оценкой руководитель Регионального
ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами
аутистического спектра (Ростов-на-Дону) Инна Володина.
Заместитель
руководителя проектного офиса проекта «Социальный кластер», директор АНО
«Особые люди» Татьяна Флеганова в своем выступлении на форуме рассказала об
идее и механизмах реализации проекта «Социальный кластер» на территории
Свердловской области, направленного на повышение качества жизни людей и
действует как в офлайн, так и в онлайн-формате, а также о преимуществах
социальной франшизы. Спикеры поделились своим опытом по реализации различных
инклюзивных практик: Игорь Костин, ведущий научный сотрудник ФГБНУ ИКП РАО,
выступил с докладом о построении образовательного маршрута для младших
школьников с расстройством аутистического спектра, Андрей Числер, генеральный
директор компании «Первая интерактивная парта» из Санкт-Петербурга, презентовал возможности
оборудования «Волшебный экран», Инна Володина, руководитель Регионального
ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами
аутистического спектра из Ростова-на-Дону, рассказала о системе ресурсов в
построении инклюзивной практики школы для детей с ментальными нарушениями,
отметив, что реализация задач, связанных с федеральным государственным
образовательным стандартом, оказывается возможной тогда, если решается не
только за счет средств самой организации, а в сотрудничестве с родителями, с
некоммерческими организациями, с полным использованием ресурсов, которые есть в
школах и детсадах. Также она отметила перспективность работы ресурсных классов
- новой модели, которая наравне с другими развивается в Ростовской области.
Во Всероссийском
форуме для педагогов «Социальный кластер» приняли участие педагоги и
руководители управлений образования из 19 регионов страны, в том числе из
Москвы и Московской области, Краснодарского края, Амурской, Воронежской,
Курской, Оренбургской, Ростовской и Челябинской областей, Пермского края, Бурятии и Татарстана. Из Свердловской области
делегаты съехались из 23 муниципальных образований.
Организаторы
мероприятия - Дирекция Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в
образовании», Агентство стратегических инициатив, Общественная палата РФ.